2Помимо музыкального дарования, Люлли рано продемонстрировал способности царедворца.
Амбициозный и деятельный Люлли стал секретарем и советчиком Людовика XIV, а тот пожаловал ему дворянство и содействовал
в приобретении огромного состояния. В 1761 году Люлли был назначен суперинтендантом музыки
и композитором камерной музыки (surintendant de musique et compositeur de la musique de chambre), а в 1672 году Людовик XIV передал ему патент, закрепляющий за ним монополию на исполнение опер в Париже.
3Люлли был разностонронним музыкантом,
и кроме французской оперы, основал французскую скрипичную и дирижерскую школы. Само собой, он был отличным клависинистом.
Еще он играл на гитаре.
4Люлли — дирижер не знал себе равных.
Его оперный оркестр был по тем временам очень внушителен — он превышал семьдесят человек. От оркестра композитор требовал четкого, слитного звучания, разнообразия динамических и тембровых оттенков.
5 Создавая французскую оперу, Люлли обратился к танцевальному началу, преобладавшему во французской светской музыке. Не менее сильное влияние на него оказали классические трагедии Росина и Корнеля (к школе последнего приналежал Филипп Кино (Philippe Quinault), постоянный либреттист Люлли).
6 За 15 лет Люлли сочинил 15 опер — лирических трагедий (tragedie lyrique).
Само назвние подчеркивает их музыкальное ("лирическое" — в античном смысле) начало и связь с искусством классической трагедии. Люлли притягивали мифологические сюжеты: его оперы населены богами, героями, духами, ллегорическими персонажами и разнообразной сказочной живностью. Все это давало возможность создавать впечатляющее сценическое оформление
и демонстрировать публике чудеса театральных эффектов. Музыкальную основу опер Люлли составляет декламационный речитатив. В отличие от напевных, эмоционально наполненных виртуозных мелодий его итальянских современников, мелодии Люлли лаконичны
и подчинены выражению смысла, заложенного
в тексте.
7 Люлли приступал к сочинению музыки только только имея на руках законченное либретто. Прежде чем набрасывать эскизы музыкального "оформления", композитор уже представлял себе и стиль придворной сцены, и характер театральных декораций. Зачастую он поручал другим лицам завершить в деталях задуманный им музыкальный проект.
8 Люлли лично отбирал и обучал исполнителей
— певцов, танцоров и оркестрантов. Руководителем он был темпераментным
и деспотичным, однако в результате театр Люлли представлял собой дисциплинированный, слаженный коллектив.
9 До того, как посвятить себя оперному театру, Люлли занимался сочинением придворной камерной музыки (airs de cour) и балетов, которые были излюленным развлечением знати, включая короля. Сам Люлли был превосходным танцором
и считался одиним из мэтров танца (балетной звездой, выражаясь современным языком)
того времени. Ему доводилось участвовать
в постановках вместе с Людовиком XIV. Люлли также сотрудничал с Мольером — сочинял для его комедий-балетов (comedies-ballets) танцевальную и вокальную музыку, в том числе, для "Мещанина во дворянстве". Правда, личные отношения Мольера и Люлли были омрачены интригами композитора за первенство при дворе.
1
0 Умер Люлли в расцвете сил и славы от собственного упрямства. Случилось это так. В 1781 году, во время исполнения "Te Deum"
по случаю выздоровления Людовика XIV, Люлли
в порыве энтузиазма ударил себя тростью, которой отбивал такт, по большому пальцу ноги. Опухоль переросла в гангрену, Люлли отказался
от ампутации, и в результате скончался 22 марта 1687 года, успев, однако, позаботиться о судьбе своего состояния (композитор был женат и имел трех сыновей). Еще при жизни Люлли называли абсолютным монархом французской музыки, однако и после своей смерти он продолжал пользоваться широчайшим общеевропейским авторитетом и славой.