MBN

Rambler's Top100


2006-2007 (c) Musicals.ru
team@musicals.ru

 

ТОМАС АВГУСТИН АРН
биография

Английский композитор Томас Арн родился 12 марта 1710 в Лондоне в семье обойщика. Отец послал его в Итон для получения профессии юриста, однако Арн тайком стал брать уроки игры на скрипке у М.Фестинга и занялся композицией
- сочинил музыку к опере "Розамунда" (Rosamund) на либретто Дж.Аддисона (шла с громадным успехом в театре "Линкольнз-Инн"). После этого Арну-отцу пришлось примириться с тем, что сын станет музыкантом, а дочь Сьюзен Мэри (которая тоже принимала участие в постановке Розамунды) — актрисой. Впоследствии знаменитый Дэвид Гаррик назвал Сьюзен Арн (в замужестве Сиббер) величайшей трагической актрисой своего времени.
Арна пригласили в театр "Друри-Лейн", с которым он и сотрудничал большую часть жизни. Работая вместе с Гарриком, он сочинял музыкальные комедии и песни для шекспировских пьес, которые до сих пор не забыты благодаря ярким и выразительным мелодиям.

В 1738–1740 Арн создал три больших маски (специфически английский жанр драматической пьесы с музыкой): "Комус" (Comus),
"Суд Париса" (The Judgement of Paris)
и "Альфред" (Alfred); в последней содержится ода в честь Великобритании, ставшая известной во всем мире под названием "Правь, Британия" (Rule Britannia). Эти три маски вместе с более поздним сочинением того же жанра — "Волшебный принц" (The Fairy Prince, 1771) — составляют основу наследия Арна; большим успехом пользовалась  и опера-сериа в итальянском стиле "Артаксеркс" (Artaxerxes, 1762). Вершина творчества композитора — оратория "Юдифь" (Judith, 1761): превосходные хоры, красивые арии, мастерская драматургия этого сочинения ставят его в один ряд с крупнейшими произведениями Генделя в том же жанре. Правда, в отличие от Генделя, Арн был католиком и потому не сочинял музыку для англиканской службы; что же касается его католических композиций, то две мессы оказались утраченными, и сохранился лишь очень выразительный небольшой хор Libera me Domini из заупокойной службы, сочиненный Арном по случаю кончины его друга.

В 1759 Оксфордский университет присвоил Арну степень доктора музыки. Умер Арн в своем лондонском доме 8 марта 1778.

Большой интерес представляют сочинения Арна
в инструментальных жанрах: 6 клавирных концертов, 8 увертюр, 8 упражнений для клавесина, 7 сонат для двух скрипок и генерал-баса. Большую помощь композитору в его творческой деятельности оказывала жена, Сесилия Янг, чье лирическое сопрано английский историк музыки Чарлз Берни оценил выше всех известных ему певческих голосов того времени.
В целом Арна можно считать наиболее крупным
и влиятельным английским композитором после Генри Перселла; между прочим, Берни, проводя сравнение между ними, в светских жанрах отдает предпочтение Арну  — за легкость, изящество письма и разнообразие музыкального содержания.

Врожденный мелодический дар сочетается у Арна
с изобретательностью и безошибочным драматургическим чутьем — как в комедии, так
и в драме. Он был также искусным контрапунктистом, его увертюры содержат отличные фуги. Вероятно, Арн — единственный профессиональный актер среди композиторов:
в 1744 в Дублине он выступил в роли Генриха, принца Уэльского, в шекспировском Генрихе IV (вторая часть).

Blown, Blow Thou Winder Wind
2 страницы, RAR-архив, 575 KБ
скачать

Thou Soft Flowing Avon
3 страницы, RAR-архив, 243 KБ
скачать

O Come, O Come My Dearest
2 страницы, RAR-архив, 209 KБ
скачать

When Daisies Pied
2 страницы, RAR-архив, 191 KБ
скачать